Технология монтажа инженерных вентиляционных систем предписывает обустройство надёжной огнезащиты креплений магистральных воздуховодов. Эффективная огнезащита креплений воздуховодов от перегрева предотвращает обрушение конструкции при пожаре, а также продлевает её работоспособность на максимально возможное время.
В разных вариантах огнезащиты требуемый уровень термостойкости составляет от 30 до 240 минут. Временной интервал должен обеспечить своевременную эвакуацию людей, устранение пожарной опасности своими средствами или с помощью мобильного пожарного расчёта.
Виды защиты креплений воздуховодов вентиляции постоянно совершенствуются. Тем не менее, современные строительные и монтажные технологии в большинстве своём, задействуют в огнезащитных работах термостойкие базальтовые материалы. Представленная разными категориями плотности минеральная вата демонстрирует:
-
самые низкие в своём классе коэффициенты теплопроводности;
-
стойкость к агрессивным химическим, биологическим и температурным внешним воздействиям;
-
сохранность защитных свойств на протяжении длительного воздействия экстремальных плюсовых температур;
-
50-ти летний эксплуатационный ресурс.
В большинстве случаев, термозащита подвесов формируется из материалов, на базе которых монтируется огнезащитная оболочка вентиляционных трубопроводов. Особенности конкретного монтажа огнезащиты воздуховодов прописаны производителем в технической регламентной документации.
Таблица креплений воздуховодов с пределом огнестойкости
Крепеж | Предел огнестойкости | |||||
ЕI 60 | EI 90 | EI 120 | EI 150 | EI 180 | EI 240 | |
Клеевой крепеж | + | + | + | + | + | + |
Бандажная лента | + | + | + | + | + | - |
Штифты приварные | + | + | + | + | + | - |
Комбинированный способ крепления (бандажная лента и штифты) | + | + | + | + | + | + |
Вязальная проволока (ГОСТ 3282-74) толщиной 2,0–3,0 мм в качестве бандажных колец | + | + | + | + | + | - |
Вязальная проволока 0,9–1,5 мм для провязки соединений матов | + | + | + | - | - | - |
Провязка соединений вязальным крючком | + | + | + | - | - | - |
Клеевое крепление
Согласно статистическим данным, более трети воздуховодных систем в России демонстрируют преимущества клеевой фиксации огнезащитного покрытия подвесок. Значимое достоинство клеевого монтажа, это экономичность, отсутствие крепёжных деталей, стяжек, хомутов и зажимов.
Список подготовительных работ включает в себя качественную очистку металлического основания от ржавчины, пыли, всякого рода минеральных и органических отложений. Рабочая поверхность в обязательном порядке обезжиривается растворителем. Для клеевого монтажа рекомендуется использовать расходные материалы имеющие сертификаты соответствия.
Рекомендуется уделить внимание правильности приготовления и особенностям хранения одно- или двухкомпонентного клеевого раствора, его совместимость с металлическим основанием и структурой используемой теплоизоляции.
Крепление огнезащитной оболочки подвесов производится последовательно в несколько этапов, включая:
-
очистку подвесок воздуховодов;
-
нанесение клея;
-
укладку термостойких матов;
-
формирование прочного соединения посредством обработки наклеенной огнестойкой облицовки резиновым или полимерным валиком.
Применение металлических валиков недопустимо из-за большой вероятности механического повреждения отдельных фрагментов огнезащитной оболочки. Клеевой монтаж имеет ограничения по отсутствию в здании отопления и повышенной, более 70% влажности воздуха. Клеевое крепление не рекомендуется на участках воздуховода, проходящих чрез холодильные камеры с внутренней температурой ниже +5 градусов Цельсия.
Возможные проблемы, связанные с ошибками клеевой фиксации
-
снижение термостойкости конструкционных фрагментов вентиляционной системы;
-
образования зазоров в монтажных стыках;
-
расслоение;
-
образование структурных повреждений.
Грамотно смонтированная термозащита вентиляционных подвесок не нуждается в обслуживании, гарантирует безаварийный функционал воздуховодов на протяжении 20 летнего срока службы.
Механическое крепление
Более сложная в обустройстве механическая фиксация термозащиты подвесок не подвержена температурным ограничениям, обеспечивает прочность, надёжность и долговечность соединений. Технология монтажа базируется на применении металлических ленточных бандажей и штифтов.
Крепление термозащитной оболочки подвески оцинкованными бандажными лентами производится продукцией, отвечающей требованиям ГОСТа 3560-73. Сам рабочий процесс не требует специальной квалификации. Достаточно надёжно закрепить бандаж, исключив образование пустот между подвесом и огнезащитной оболочкой.
Технические и технологические требования к расходным материалам номинальные, толщина и ширина бандажной ленты с коррозиезащитным покрытием соответственно 0,8 мм и 15-20 мм.
Монтажные и эксплуатационные преимущества ленточно-бандажного крепления:
-
стойкость к широкому диапазону низко- и высокочастотных вибраций;
-
возможность формирования термозащиты подвесок в неотапливаемых помещениях;
-
невосприимчивость механических фиксаторов к температурным перепадам, бытовой и производственной вибрации, умеренным локальным нагрузкам.
В зависимости от конструкции подвесок, бандажи располагаются с интервалом 200-350 мм.
Крепление с помощью штифтов
Штифтовая фиксация предполагает наличие специальной оснастки и привлечения квалифицированного рабочего персонала. Работа производится в следующей последовательности:
-
тщательная очистка и обезжиривание рабочих поверхностей;
-
крепление штифтов в строго обозначенных местах с помощью импульсного сварочного оборудования;
-
нанизывание термостойких матов на приваренные штифты;
-
подгибание и откусывание свободных законцовок штифтов.
Рекомендации профессиональных монтажников
-
расстояние от края воздуховода до первого ряда штифтов выдерживается в пределах 100 мм;
-
оптимальный интервал между штифтами - 350 мм;
-
в сварных швах исключается образование пор и непроваров.
Для огнезащиты вентиляционных подвесов удобны разъёмные цилиндры из термостойкой каменной ваты. Предлагаемый ассортимент позволяет подобрать модель с заданным внутренним диаметром для плотного прилегания к базовому изоляционному контуру.
Наиболее характерные ошибки штифтовой фиксации
-
низкое качество сварного шва;
-
провисание защитной оболочки из-за большого расстояния между штифтами;
-
изготовленные из отходов производства некондиционные штифты;
-
отслоение материала, вызванное некорректным отступом от края воздуховода;
-
не соответствующий геометрии воздуховода способ фиксации огнестойких матов.
После визуальной проверки качества монтажных работ, обнаруженные недостатки оперативно устраняются на месте. В случае необходимости, принимаются меры для упрочения подвески воздуховодов дополнительными держателями.
Видео: Монтаж огнезащиты воздуховодов
Способы альтернативной механической фиксации
Типовые сварочно-монтажные работы характеризуются трудоёмкостью и существенными затратами рабочего времени. Обустроить теплозащиту подвесных элементов проще и дешевле с помощью армированных гальванизированной сеткой огнеупорных матов.
Сеточная фактура материалов позволяет выполнить монтаж огнестойкой оболочки с помощью вязальных крючков и проволочных хомутов. Преимущества такой технологии очевидны - это отсутствие сварочных операций и возможность работы с воздухопроводами со сложной геометрией.
На вентиляционных магистралях с шириной горизонтальной грани более 60 см, допускается установка дополнительного крепежа. При самостоятельном выборе материала для огнезащитной оболочки рекомендуется учитывать следующие факторы, в том числе:
-
геометрическую конфигурацию системы;
-
габариты и формат инженерной сети;
-
конструкцию подвесок;
-
эксплуатационные характеристики помещений, в которых присутствуют фрагменты вентиляционного контура;
-
параметры эксплуатации помещения, в котором располагается воздуховод;
-
наличие специальных проектных требований, подтверждённых строительными стандартами и отраслевыми нормативами.
Надёжная и полноценная огнезащита воздуховодов предполагает применение сертифицированных расходных материалов и последовательного соблюдения всех пунктов монтажных технологий.